День железнодорожника — один из самых старых профессиональных праздников на территории Российской Федерации. Когда и как его отмечают, рассказали в статье.Данная статья предназначена для лиц старше 18 летА вам уже исполнилось 18?
Профессиональный праздник работников железной дороги отмечается каждый год в разные числа — с 1940 года его празднование проходит в первое воскресенье августа. Значит, в 2019 День железнодорожника выпадает на 4 августа. Получается, хоть это торжество и не имеет статус государственного, но все же всегда проходит в выходной день. Кстати, так было далеко не всегда — об этом и о других перипетиях истории Дня работника железнодорожных путей мы поговорим чуть позже.
День железнодорожника: немного истории
История железных дорог в России берет свое начало с 1830-х годов. Именно в это время в нашу страну прибывает Герстнер — инженер из Австрии, который к этому времени прекрасно освоил строительство нового средства передвижения. Когда он был удостоен аудиенции императора Николая Первого, то рассказал не только о новшестве в транспортной системе, но и о перспективах, которые оно открывает. Пламенные речи инженера не остались без внимания императора. Уже через год, в 1835 году среди всей знатной верхушки Российской империи начался сбор денег для нового акционерного общества под названием Русская железная дорога. А в 1836 году уже началась большая стройка самого короткого, но знакового «полотна» — Царскосельской железной дороги. По задумке инженера она должна была наглядно продемонстрировать преимущества нового вида транспорта (то есть, служила в качестве рекламы).
Уже через два года, уложившись в минимальные сроки, инженер Герстнер самолично повел состав из паровоза и восьми вагонов по направлению Царского села. Всего за полчаса он преодолел весьма значительное расстояние, чем привел в восторг правящую верхушку России во главе с самим императором Николаем I.
После триумфа Царскосельской железной дороги в акционерное общество по развитию нового вида транспорта деньги потекли рекой — каждый, кто имел мало-мальски приличное состояние, хотел участвовать в этом достаточно перспективном деле (и в итоге никто действительно не прогадал).
Большое влияние на темпы роста железнодорожного сообщения в Российской империи имело поражение в Крымской войне. Именно плохое сообщение и медленная доставка грузов и боевых соединений сыграло для России роковую роль. После этого стало ясно, что дальнейшее развитие государства возможно лишь при условии индустриального роста, частью которого стала железная дорога.
В связи с высокой скоростью появления новых железнодорожных магистралей, для их строительства и обслуживания понадобилось много рабочих рук, которые, в общем-то, нашлись очень быстро. Для стимулирования их работы, а также чтобы показать все успехи новой отрасли, был издан императорский указ об учреждении нового праздника — Дня железнодорожника. И так как император Николай считался основателем железной дороги в России, то праздничество приурочили ко дню его рождения.
Надо отметить, что празднование Дня железнодорожника в царской России проходило достаточно торжественно, с поистине императорским размахом. Этот день считался официальным выходным, а значит, каждый мог прийти на торжественные мероприятия. Их по традиции проводили на станциях или вблизи железнодорожных путей. В это день проходили благодатные молебны, чествовались лучшие работники, повсеместно были традиционные народные гуляния.
С приходом большевиков об этом празднике пришлось забыть — День железнодорожника вместе с другими учрежденными императором праздниками оказался под строжайшим запретом. Возрождение профессионального праздника стало возможным лишь в 1936 году. Тогда работники железной дороги обратились к самому Иосифу Виссарионовичу, чтобы он возродил традицию чествования их трудовых заслуг. Сталин поддержал инициативу трудящихся и постановлением ЦК КПСС 30 июля установил празднование Дня работников железной дороги. Но уже через три года вышел еще один указ о перенесении даты на первое воскресенье августа. С той поры прошло много лет, но время празднования Дня железнодорожника больше не менялось.
В каком году этот праздник стали отмечать в современной России, сказать сложно, однако в 2003 году основательно поменялся его официальный статус — День железнодорожника потерял свое государственное значение и стал корпоративным торжеством. Хотя, кроме классификации особых изменений этот праздник не претерпел — его как и прежде празднуют с широким размахом.
День железнодорожника: традиции празднования
При всей кажущейся простоте и легкости обслуживания железная дорога нуждается в тысячах рабочих рук. Это не только наладчики путей, машинисты или проводницы, а и множество других людей. Сюда относятся и дежурные по станции, и работники складов, и грузчики, и рабочие по укладке новых путей, и электромонтёры, и сварщики — одним словом все те, кто имеет хоть какое-то отношение к железной дороге.
Как празднуют профессиональное торжество работники железной дороги? Хоть этот праздник и считается достаточно весомым, но статуса государственного все же не имеет. Именно поэтому торжественные мероприятия проводятся на «местечковом» уровне. В этот день для работников железных дорог проводят торжественные собрания, на которых подводят итоги прошедшего года, отмечают все достижения отрасли, награждают лучших специалистов. Для них же организовывают корпоративные гуляния с застольями и концертами.
Также к этому дню принято приурочивать и открытия новых станций и участков путей. Это традиция, пришедшая к нам еще с Российской империи. Кстати, в те времена были приняты и торжественные молебны, освящения новых участков, праздничные столы и чествование лучших работников. Как видите, прошло почти 200 лет, а основные принципы празднования существенно не изменились.
Да и какая собственно разница, кто при власти, если этот праздник не для правительства, а для простых работяг.
Надо сказать, что в 2019 году нам действительно есть, что отмечать! Русская железнодорожная система занимает третью позицию по протяженности в мире, уступив лишь США и Китаю. Ее общая протяженность составляет более 90 тысяч километров, что позволяет ей ежегодно перевозить не только миллионы пассажиров, но и миллиарды тонн различных грузов. Железная дорога проходит даже в самых отдаленных и труднодоступных местах Российской Федерации, что позволяет доставлять промышленные товары и продукты туда, куда невозможно добраться на автомобиле в виду полного или частичного отсутствия дорожного полотна. Все это не только способствует пассажирскому сообщению между самыми отдаленными уголками нашей Родины, но и положительно влияет на развитие общероссийской экономики в целом.
В общем, День железнодорожника — это дань уважения людям, которые посвятили свою жизнь развитию и благосостоянию РЖД. Их труд не только помогает наладить транспортное сообщение между разными уголками нашей Родины, но и объединяет всех нас. За всю свою жизнь железнодорожники видят многое: слезы, радость, встречи, расставания, новые знакомства, объединения старых друзей. И именно они, скромные работники железной дороги, делают все, чтобы это стало былью.
Источник: