Недавно одна моя знакомая сказала, что из меня «так и лезет декаданс». Что же это такое, и насколько уместен подобный стиль во внешности в наши дни? Правда, иные считают, что это вовсе не стиль, а жизненная философия…
«Не от мира сего»
«Декаданс» в переводе с французского буквально означает «упадок». Считается, что этот стиль возник в конце XIX столетия, хотя изначально декадансом называли эпоху накануне падения Римской империи. Для нее были свойственны такие тенденции, как распад нравов, мистические и оккультные настроения, а также значительный подъем в области культуры и искусства.
Примерно, то же самое наблюдалось на стыке XIX и ХХ вв. В России это время звалось Серебряным веком. Молодые люди испытывали неудовлетворенность жизнью, часто никак не могли обрести своего места в этом мире. Характерными чертами этой прослойки общества были апатия, пессимистическое отношение к жизни, тяга к эстетике упадка, культу красоты и мистическому эротизму.
К тому времени уже отживала свое мода, которую мы знаем благодаря описаниям классиков: длинные пышные платья, высокие прически… Так называемые декаденты принадлежали в основном к творческой интеллигенции. Или стремились к ней принадлежать. Поэтому им хотелось выглядеть эпатажно, в унисон со своим мироощущением, особенно дамам. В ход шли предметы гардероба темных и насыщенных цветов, призванных подчеркнуть аристократическую бледность кожи.
По поводу бледности следует сказать отдельно. Понятно, что женщин, особенно молодых, нередко «портил» здоровый румянец. Поэтому на лицо накладывали несколько слоев пудры или отбеливали кожу при помощи уксуса. Только его принимали внутрь, добавляя в пищу. Некоторые даже специальной меловой пастой рисовали на лбу, веках и в
области декольте фальшивые вены, чтобы подчеркнуть эффект прозрачности кожи.
В моде были большие глаза, и модницы закапывали в них раствор белладонны для расширения зрачков, а затем жирно подводили черными тенями.
В фигуре приветствовалась стройность. Дама в духе декаданса должна была выглядеть болезненной, утонченной и «не от мира сего».
Чаще всего декадентки носили одежду черного цвета, но она могла быть красного или зеленого, например. Образ довершали боа, шляпки и веера подходящих оттенков. Барышни, наряженные в стиле декаданс, зачастую очень напоминали современных готок.
Еще можно было придумать себе экзотический псевдоним и увлекательную биографию – это прекрасно дополняло декадентский имидж. И какая-нибудь мещанская дочь Глаша становилась Агатой, представительницей обедневшего дворянского рода…
Конец эпохи декаданса
Одной из самых ярких отечественных представительниц декаданса считается известная поэтесса Зинаида Гиппиус. Она любила ходить в мужском костюме, а порой надевала брюки и матросскую блузу. Платья Гиппиус носила только сшитые по ее собственному покрою — облегающие, с обилием рюш и оборок. Еще она обожала курить папиросы с длинным мундштуком.
Еще одна видная декадентка Серебряного века — Ольга Глебова-Судейкина. Одна из первых русских манекенщиц, танцовщица и художница, жена художника Сергея Судейкина, она приходилась близкой подругой Анне Ахматовой. Наряды этой женщины были столь оригинальны, что, стоило ей появиться в обществе, как все взгляды сразу устремлялись на нее. Однако Ольга никому не сообщала имя своей портнихи. Ходили слухи, что одежду ей шьют по эскизам, сделанным ее мужем. Может, это так и было…
После революции декадентские «тренды» постепенно стали сходить на нет: быть не такими как все при большевистской власти становилось просто опасно.
Андерграунд и «новые русские»
Новый всплеск декаданса пришелся на 90-е гг. прошлого века. Советская власть кончилась, в стране наступил кризис. Зато бурным цветом стала расцветать та часть культуры, которая прежде звалась «андерграундом».
К тому же появилась бизнес-элита, «новые русские», открылась масса ресторанов, клубов, частных заведений. И декадентские образы оказались там вполне к месту. Ну, пусть не такие, как в Серебряном веке, но, по крайней мере, какие-то отдельные элементы, свойственные декадансу. И, пожалуй, эта тенденция продержалась до сих пор.
Источник: