Человек учится непрерывно всю жизнь. Но только в детстве и юности наши знания всячески тестируют, оценивают и экзаменуют. Некоторым учеба дается играючи, а другим приходится вкладывать в нее немало сил и времени. И успех зависит даже не столько от изначально заложенных способностей, сколько от самого умения и желания учиться. Вот почему так важно уметь учиться, то есть уметь запоминать и обрабатывать информацию. Жаль, что как раз этому учат редко.
Повысить эффективность учебы как в классе, так и дома можно с помощью нехитрых, но действенных приемов:
Определите свой метод усвоения информации
Каждый человек лучше усваивает информацию одним из основных методов: через зрение, через слух или делая что-то. Если вы визуал, то наиболее эффективным для вас будет письменное фиксирование всего услышанного на уроке или лекции. Лучше усвоить материал вам также помогут различного рода картинки, схемы, диаграммы и таблицы. Если вы аудиал, то полезно будет записывать объяснения учителя или лекции на диктофон, а уже дома прослушивать их или переложить на бумагу. Кинестетикам «показаны» лабораторные работы и эксперименты, но будет полезно и лишний раз переписать или проговорить вслух услышанную информацию.
Расширьте пространство
Для эффективной учебы необходимо расширить границы, как умственные, так и физические. Как правило, мы чаще учим что-то конкретное и для конкретного случая, например, для экзамена. Это и страшно, и скучно, но никак не интересно и, скорей всего, малопродуктивно. Ваша задача – сделать зубрежку если не интересной, то хотя бы приятной. Для начала нужно расслабиться, ведь вовсе не обязательно учиться за письменным столом. Кого-то сам факт сидения за письменным столом дисциплинирует, а кого-то, наоборот, расхолаживает. Если второе – ваш случай, то вспомните, в каких ситуациях вы чувствуете наибольший комфорт. Например, как вы смотрите любимую телепередачу? На диване, свернувшись клубочком или вытянувшись во весь рост и положив ноги повыше? В любимой пижаме? Грызя сухарики или попивая чай? Позаимствуйте эту обстановку для того, чтобы учиться. Можно читать учебник в парке на скамейке или даже в теплой ванне, если это приносит вам душевный и физический комфорт. Если вы физически чувствуете удовольствие, то вы улучшаете и свою умственную деятельность.
Найдите свой темп
Спринтеры способны выкладываться по полной в короткий промежуток времени, тогда как марафонцы умеют правильно распределять нагрузку и медленно, но верно идти к финишу. Не существует правильного или неправильного темпа учебы, правильно то, что работает в соответствии с вашим темпераментом. Составьте свой план учебы согласно тому, как вам удобнее и интереснее учиться. Только имейте в виду, что если вы выбираете медленный темп, то вам понадобится уделять учебе больше времени.
Но вне зависимости от того, учитесь вы долго или интенсивно, помните, что перерывы так же важны, как и сама учеба. Ученые рекомендуют делать 10-минутный перерыв на каждые полчаса учебы. И не забывайте за напряженную работу вознаграждать себя во время перерывов маленькими радостями, например, съесть что-то вкусное или потанцевать под любимую песню.
Активизируйте память
Тут помогает немного знать особенности работы мозга. Вот ключевое правило: в любых последовательностях люди лучше всего запоминают начало и концовку. Бороться с этим бесполезно, просто наш мозг так устроен, и лучше обратить это себе на пользу. Планируя свою учебу, самые важные вещи проходите и повторяйте в начале и в конце. Читая главу в учебнике, старайтесь акцентировать внимание на преамбуле и заключении, иногда этого достаточно, чтобы понять и запомнить смысл всей темы.
Фиксируйте все на бумаге
Всегда полезно иметь четкий план действий. Как бы ни была сложна или велика поставленная перед вами задача, разбивка ее на более мелкие задачи позволяет справиться с ней легче и быстрее. Для этого лучше всего составить письменный план, желательно простой, без подпунктов, где каждой задаче будет отведено свое место.
Полезно также в процессе учебы составлять классификационные таблицы, наподобие генеалогических, показывающие взаимосвязь между отдельными понятиями и элементами. И х еще называют «картами памяти». Составить их очень легко: во главе ставится ключевое понятие, а от него стрелками вниз отходят составляющие его категории, а еще ниже – подкатегории и т.д. Можно давать каждой категории и подкатегории краткое определение или описание. Так в голове складывается цельная картина изучаемого предмета, а информация усваивается быстрее. Можно составлять такие карты памяти и во время уроков или лекций для лучшего понимания предмета.
Устраните внешние помехи
Довольно многие люди клянутся, что под музыку им думается и запоминается легче. Извините, но я в это не верю. Наш мозг просто не способен активизировать так много областей одномоментно. Так что во время учебы необходимо избавиться от любых внешних раздражителей: музыки, телевизионных передач, мобильных телефонов. Старайтесь не общаться на отвлеченные темы и не поддавайтесь желанию зайти «на минуточку» в интернет, если это не связано непосредственно с учебой.
Полюбите то, что вы делаете
Постарайтесь найти интересное в каждом изучаемом предмете. Поверьте, это совсем нетрудно, ведь есть люди, которые посвятили этому всю жизнь, значит, в этом что-то есть – обязано быть! Старайтесь узнать об изучаемой теме как можно больше. Ведь чем больше вы хотите узнать, тем больше вы и узнаете.
Источник: