Сигнализатор включения фар автомобиля

В связи с требованиями «Правил дорожного движения», все автомобили должны передвигаться с включенными фарами ближнего света. В дневное время, лампы индикации включения наружного освещения на панели приборов автомобиля практически не видны, а звуковая индикация, чаще всего, отсутствует.

Поэтому у части автолюбителей, из-за невнимательности, иногда возникают проблемы. Некоторые просто забывают включить свет при начале движения и поэтому бывают наказаны инспектором ГИБДД. Или забывают выключить фары при остановке двигателя, что при длительной стоянке приводит к значительному разряду аккумулятора настолько, что пуск двигателя будет невозможен.

Гражданам на иномарках эта тема неактуальна, их проблемы предотвратили трудолюбивые жители Поднебесной. Но некоторым автолюбителям отечественного автопрома, до настоящего времени, эти «недоразумения» периодически портят много нервов. Для них предлагается изготовить несложное компактное и экономное устройство предупредительной звуковой индикации. Оно напоминает водителю о необходимости включения ближнего света в начале движения, а также предупреждает о не выключенных фарах при остановке.

Режимы работы сигнализатора:

Двигатель включён, фары не горят – периодический звуковой сигнал напоминающий водителю о необходимости включить фары.
При включении фар и работающем двигателе – звуковой сигнал прекращается и загорается светодиодный индикатор наличия ближнего света.
Двигатель выключен, но фары горят — периодический звуковой сигнал в течении 20 сек, горит светодиодный индикатор наличия ближнего света (до выключения фар). Время работы таймера настраивается, возможно отключение таймера.
Дополнительная функция — появление периодического звукового сигнала (другой частоты) при срабатывании какого – либо датчика (задний ход, незакрытая дверь, …). В данном сигнализаторе появляется звук и загорается свой светодиодный индикатор, когда включается ручной тормоз при работающем двигателе (короткая остановка – светофор, ж/д переезд).
При выключенных зажигании и ближнем свете, сигнализатор ток не потребляет.

Схема этого сигнализатора выполнена на простой логике, не содержит импортных, специальных и дорогостоящих комплектующих, изготовить его самостоятельно не составит большого труда.

Схема сигнализатора

Сигнализатор собран на двух микросхемах К561ЛА7, сохраняющих работоспособность при напряжении питания от 5 до 15…18 В. В интернете предлагаются схемы сигнализаторов с похожими функциями, выполненные на одной микросхеме. Но сэкономив на второй микросхеме 20-30 рублей, мы получим надоедливый постоянный звук с ограниченной настройкой и отсутствие дополнительных возможностей сигнализатора.

Элемент DD1.1 с резистором R3 и конденсатором С1 представляют собой таймер, ограничивающий время работы генератора звука, чтобы водитель мог оставить включенными габаритные огни автомобиля без звукового сигнала, например, во время ночной стоянки. Элемент DD1.2 выполняет роль управляющего элемента, разрешающего работу генератора. На элементах микросхемы DD2 собран генератор периодического звукового сигнала.

Изготовление сигнализатора

1. Работа генератора звукового сигнала.

Генератор звуковой частоты (ЗЧ) собран по типовой схеме на логических элементах DD2.3 и DD2.4. Частоту генератора определяют R7 и С3. Для настройки приятного тембра звука, установлен построечный резистор R7. По окончании настройки, можно измерить тестером величину сопротивления и заменить его на постоянный резистор.

Работой генератора ЗЧ управляет второй генератор низкой частоты на элементах DD2.1 и DD2.2. За счет подбора емкости С2 (100 — 220мкф) и регулировки работы генератора с помощью переменного резистора R6 можно добиться формирования коротких (до 0,5сек) импульсов с паузами длительностью 1…300 сек.

2. Сборка и настройка генератора звукового сигнала.

Для проверки и настройки схемы, собираем оба генератора на монтажной плате.

Громкость сигнала усиливаем транзистором Т1. В качестве нагрузки усилителя можно использовать динамическую головку, наушник или головку от старой телефонной трубки сопротивлением 16 … 50 ом. При совместной работе обоих генераторов формируются короткие тональные сигналы. Настраиваем тональность и периодичность сигналов.

3. Сборка и отладка сигнализатора.

Для проверки и отладки работы сигнализатора, собираем остальную часть схемы на монтажной плате.

4. Проверяем работу логики сигнализатора.

При поступлении на оба входа микросхемы К561ЛА7 логический «1», на ее выходе будет логический «0». При других сочетаниях уровней на входах — логическая «1» на выходе.

При включении зажигания, напряжение бортовой сети поступает на вход 5 элемента DD1.2, т.е. на нем появляется логическая «1». При выключенном ближнем свете и габаритных огнях (далее — освещение) на входе 6 элемента DD1.2, соединенном через R5 с минусом аккумулятора, присутствует логический «0». В результате, на выходе 4 устанавливается логическая «1» разрешающая работу генератора. Элемент DD1.1 на работу генератора не влияет, т.к. имеет на выходе лог. «0». Звучит периодический звуковой сигнал напоминающий водителю о необходимости включить фары.

При включении освещения, на входе 6 элемента DD1.2, лог. «0» заменяется на лог. «1», и на выходе 4 устанавливается лог. «0» запрещающий работу генератора. Сигнализатор «молчит». Включается светодиодный индикатор наличия ближнего света.

При выключении зажигания, на входе 5 элемента DD1.2 устанавливается лог. «0». Т.к. при не выключенном освещении, на входе 6 элемента DD1.2 остается лог. «1», на выходе 4 появляется уровень лог. «1» разрешающий работу генератора. Звучит периодический звуковой сигнал напоминающий водителю о необходимости выключить фары.

Но при этом также прекращается подача напряжения на входы DD1.1. Конденсатор С1 постепенно разряжается через резистор R3. При достижении на входах элемента DD1.1 уровня лог. «0», на выходе 3 появляется уровень лог. «1», запрещающий работу генератора. При указанных на схеме номиналах С1 и R3, время работы генератора составляет примерно 20 сек, чего достаточно для напоминания водителю о включенном ближнем свете.

Если при включенном зажигании включить ручной тормоз, сигнал с генератора низкой частоты на элементах DD1.3, DD1. 4 (выполненный на свободных элементах DD1) разрешит работу генератора ЗЧ на элементах DD2.3, DD2.4. Для исключения перепутывания источника, периодичность этого сигнала настраивается индивидуально с помощью R10, D11 и С4.

При выключении освещения и зажигания, питание микросхем через диоды D2 и D5 прекращается, сигнализатор отключается.

5. Монтаж отлаженной схемы сигнализатора на рабочую плату.

Готовим плату для монтажа и пайки деталей. Для этого вырезаем необходимый размер из универсальной платы, очищаем и лудим контактные дорожки.

Переносим детали с монтажной платы на рабочую, паяем детали, выполняем недостающую разводку соединений тонким монтажным проводом.
Сигнализатор может быть собран любым удобным способом, в том числе и навесным монтажом. При монтаже без ошибок и исправных деталях он начинает работать сразу же после включения.

Подключаем звуковую головку и испытываем работу сигнализатора.

6. Установка платы сигнализатора в корпус.

При положительных результатах, подбираем подходящих размеров корпус для защиты схемы сигнализатора от пыли. В данном случае использован флакон от шампуня.

Светодиодные индикаторы выводим на лицевую сторону.

Звуковая головка (в данном случае) устанавливается отдельно.

В конструкции сигнализатора использованы маломощные кремниевые диоды КД521, КД522 или другие, с допустимым током от 100 ма и напряжением не менее 20 вольт. Заменять микросхему К561ЛА7 на микросхему серии К176ЛА7 не рекомендуется, т.к. она может выйти из строя при напряжении питания более 12 В.

Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь.

Источник: usamodelkina.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Современная мода